Природные условияПути сообщения
Обслуживание туристовКарта Крыма. Города
Топографичечкие картыМаршруты выходного дня
О Крыме
Крымские новости
Наш форум
Крымский каталог
Законы для туристов
Об авторах

На Ангарский перевал.

    Этот маршрут выходного дня особенно популярен у жителей областного центра. Добраться на Ангарский перевал не сложно: час езды на комфортабельном троллейбусе по хорошей дороге, проложенной в живописной долине реки Салгир, и вы на месте.

    После первого десятка километров поплывут мимо окон троллейбуса домики с. Доброго - центральной усадьбы совхоза "Перевальный", плодородные земли которого раскинулись от пригородного села Лозового до Перевального. Лет двадцать назад на этой территории располагалось до пятнадцати мелких хозяйств. Образованный после укрупнения совхоз"Перевальный" стал большим, высокомеханизированным хозяйством, специализирующимся на выращивании фруктов, овощей, табака, технических культур. За ним закреплено 4970 гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 2956 гектаров пахотных земель. Гордость совхоза - его пальметтные сады. Ровными шеренгами выстроились в долине деревца, все как на подбор, одной высоты. Издали они напоминают руки с растопыренными пальцами - Ветви деревьев растянуты на шпалерной проволоке подобно виноградной лозе: крона формируется в одной вертикальной плоскости, благодаря чему равномерно освещается солнцем. Такая формировка позволяет лучше использовать сельскохозяйственную технику: с низкорослых деревьев удобно собирать урожай. Пальметтные сады совхоза дают по 250 и более центнеров яблок с гектара.

    Перевальное - последнее село перед Ангарским перевалом. За селом начинается постепенный подъем в горы. Крутые склоны, поросшие густым лесом, резко суживают долину, и она кое-где на поминает ущелье.

    На перевале троллейбусы и автобусы обычно останавливаются, из них выходят люди с рюкзаками: и летом и зимой он служитсвоего рода стартовой площадкой для многих маршрутов по горному Крыму.

    Ангарский перевал (Ангар-Богаз) - это седловина между горными массивами Главной гряды Крымских гор: Чатырдагом на западе и Демерджи на востоке. Высота его - 752 м над уровнем моря. Свое имя перевал получил от названия речки Ангары - одного из притоков реки Салгир. Ангар-Богаз является низшей точкой водораздела между бассейнами этой речки и реки Демерджи, впадающей в Черное море.

    Перевал слагают породы так называемой таврической серии. Это плотные аргиллиты, алевролиты, песчаники. Интересно, что более молодые породы верхнеюрского возраста, слагающие соседние горные массивы, в ряде мест опущены ниже отметок перевала. Значит, когда-то этот участок местности был поднят тектоническими движениями на значительную высоту.

    В период раннего средневековья только вьючная тропа соединяла долину Салгира с побережьем. И проходила она много восточнее современной дороги, забираясь высоко в горы. В VI в.н.э. на Южном берегу Крыма были построены крепости в Горзувитах(Гурзуф) и Алустоне(Алушта), а перевалы и горные проходы защищены оборонительными сооружениями. Был укреплен и Ангарский перевал. Правда, следы каменных стен - остатки этих сооружений - найдены не на самом перевале, а в 5 км к северу от него, там, где речка Ангара принимает справа приток Курлюк-Су. Чуть ниже слияния этих двух потоков долина имела в то время каньонообразную форму - здесь Ангара пропилила один из отрогов Долгоруковского, массива, сложенного плотными конгломератами и песчаниками. Небольшая по протяженности теснина была и остается единственным, проходом к перевалу. Даже сейчас, после сооружения троллейбусной трассы, долина в этом месте остается сильно суженной. Река, здесь подступает к самой дороге, а слева и справа вверх уходят крутые зелесенные склоны. В этой теснине и были воздвигнуты каменные стены, закрывавшие доступ к Ангар-Богазу и далее на побережье. Возможно, с этим ущельем и связано название речки Ангары, что в переводе с некоторых тюркских языков означает "ущелье, теснина, трещина в горах, ворота".

    Много воды унесла Ангара в Салгир, прежде чем вьючная тропа преобразилась в колесную дорогу, которая мало чем отличалась, от предшественницы. Проходили века, постепенно менялся облик дороги: из почтового тракта, пролегающего по сильно пересеченной местности, она превратилась в современную автодорогу. Один из этапов этой эволюции отмечен памятником. Обелиск высотой 12 м стоит сегодня на небольшой полянке, в шестистах метрах восточнее перевала. На обелиске укреплена доска, надпись на которой гласит, что он сооружен в честь строителей первой шоссейной дороги от Симферополя до Алушты. А проложили ее российские солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова. Известняковые плиты памятника покрыты многочисленными отметинами, оставленными временем. Здесь и царапины, и пулевые выбоины, и каверны выветривания, и автографы на разных языках - с 1846 г. В стороне среди деревьев и кустарников едва заметны фрагменты былой дороги с попадающимися столбиками ограждения. (В 1860 г. из-за крутых подъемов дорога была немного отодвинута к западу и значительно расширена.)

    В годы Советской власти, когда Южный берег стал интенсивно развиваться как всесоюзная здравница, потребовалась коренная перестройка старой дороги. За пять лет, с 1935 по 1940-й дорога была полностью реконструирована и фактически построена заново, а полотно покрыто гудроном...

    Но недолго длилась передышка, отпущенная историей для строительства новой жизни в нашей стране. Грянула Великая Отечественная война. Героическая борьба советского народа за свободу и независимость развернулась не только на фронтах, но и в глубоком тылу оккупантов. Крымские партизаны постоянно контролировали основную магистраль, связывающую Южный берег с внутренними районами полуострова дорогу, идущую через перевал.

    В горах гремели выстрелы и взрывы. Вот скупые строчки дневника тех дней: "19-го ноября 1941 года в районе перевала группой под командованием Шейко уничтожено 2 автомашины, потери противника 12 чел. На Симферопольском шоссе группа Вихмана разбила гранатами 3 автомашины и уничтожила 22 гитлеровца"."Макаров П. В. Партизаны Таврии. М., Воениздат, 1960, с.323,"

    "Внимание! Партизаны!" - предостерегали таблички, установленные оккупантами на обочинах дорог. "Теперь, как и раньше, - сообщает в своем донесении от 2 января 1942 года один из начальников ОД в Крыму, - партизаны обстреливают или даже захватывают одиночные машины". "Диксон Ч. О. и О. Гейльбрунн. Коммунистические ~партизанск~е действия. М., Изд-во иностранной литературы, 1957, с. 62."

    Боясь партизан, фашисты вырубили по обеим сторонам дороги лес на ширину 100-150 м, а на Ангарском перевале разместили крупный гарнизон. По шоссе постоянно разъезжал усиленный патруль, действовала система "конвоев" (одиночным машинам ездить запрещалось, комплектовались большие колонны). Но все это мало помогало оккупантам, Через дорогу осуществляли регулярную связь партизаны Южного и Северного соединений, расположенных соответственно западнее и восточнее трассы, по пересекавшим ее тропам уносили раненых и больных к оборудованному в зуйском лесу аэродрому для отправки на Большую землю, перебрасывали доставленные на самолетах боеприпасы, продовольствие, медикаменты.

    О суровых и героических днях борьбы с фашистами напоминает памятник, установленный слева от дороги, на 3-м км троллейбусной трассы, если ехать на Ангарский перевал от с. Перевального. Идею подсказали сами партизаны скульптору Б.Ю.Усачеву и архитектору Л.П.Фруслову (автор эскиза - бывший партизан, художник Э.Грабовецкий). Монумент выполнен из большой глыбы диабаза в виде папахи, которую наискосок пересекает лента из красного гранита. Он так и называется -"Партизанская шапка".

    Окончилась Великая Отечественная война, минуло первое послевоенное десятилетие. Дорога перестала справляться с потоком машин, скорости и грузоподъемность которых непрерывно увеличивались. К тому же большинство пассажиров с трудом выносило ее петлеобразные крутые повороты. Началось строительство новой трассы. В ходе ее сооружения был выполнен огромный объем работ: перемещено более 5 миллионов кубометров грунта, во многих местах установлены подпорные стены, построены мосты, срезано до трехсот крутых поворотов. В результате полотно дороги расширилось вдвое.

    7 ноября 1959 г. по горной трассе прошел первый троллейбус. Сейчас троллейбусы доставляют на Южный берег и обратно, в областной центр, до 7,5 миллиона пассажиров в год. Рядом с остановкой троллейбуса на перевале (за скульптурной группой) от трассы ответвляется дорога к турбазе "Ангарский перевал". Домики турбазы, окруженные соснами, взбегают на пригорок, с которого открывается вид на восточную вершину Чатырдага Ангар-Бурун. По ее отвесным стенам не раз совершали восхождения крымские (и не только крымские) альпинисты-скалолазы. Турбаза обслуживает одновременно до 200 туристов, работает с половины мая до конца сентября. Те, кто прибывает сюда с путевками, проводят несколько дней на турбазе, совершают экскурсию в Алушту и тренировочное восхождение на Эклизи-Бурун, а затем отправляются в многодневный поход по юго-восточному Крыму. Принимает база и самодеятельных туристов. Для них выделено специальное место, где можно разбить палатку, на пункте проката они могут получить нужное снаряжение. За последние десять-пятнадцать лет перевал приобрел широкую известность как база зимнего отдыха крымчан. В выходные дни здесь собираются несколько тысяч человек.

    Хорошо на Ангарском перевале в ясный зимний день. Звенит на морозе лес. Заснеженный Ангар-Бурун гигантским копьем нацелился в синее небо. Воздух сух, чист, нет в нем гнетущей городской сырости. Пройдитесь на лыжах по хрустящему насту - и на всю рабочую неделю останется у вас приподнятое, праздничное настроение. Если лыж нет, возьмите на пункте проката. Нет их там - не беда, берите санки. Многие привозят санки с собой. Не так давно энтузиасты-горнолыжники оборудовали недалеко от перевала горнолыжную трассу и соорудили небольшой буксировочный подъемник. Кроме лыжных, есть на перевале и санные трассы.

    Лыжи в Крыму стали обычным явлением, хотя еще сравнительно недавно появление туриста с лыжами на улицах крымских городов вызывало у прохожих улыбку. Оказывается, для встречи с зимой не надо спешить на Кавказ и Карпаты: на перевале снег лежит два-три месяца. В празднике "Крымская зима", который проводится ежегодно, участвуют до десяти тысяч человек.

    От перевала разбегаются многие туристские тропы. Отсюда можно двинуться на восток, к вершине Демерджи, и дальше - на Долгоруковскую яйлу и нагорье Караби. Вдоль восточного склона Чатырдага можно пройти в Тисовое ущелье, а затем, через нижнее плато, в Краснолесье. Путешествия эти интересны в любое время года.

    Весьма популярен маршрут вдоль южного склона Чатырдага на его вершины Эклизи-Бурун и Ангар-Бурун. Чтобы совершить это восхождение, надо от турбазы мимо домика контрольно-спасательной службы (он остается справа) пройти к метеостанции. За ней развилка с указателем: стрелка налево - Кутузовское озеро, направо - Тисовое ущелье. Горноспасательная служба позаботилась о туристах расставив на лесных тропах указатели до Кутузовского озера.

    Дорога углубляется в лес, преодолевает подъемы, проходит через широкую просеку с высоковольтной линией, оставляя справа тропу к Буковой поляне. За просекой лес становится гуще и деревья повыше. Наконец дорога пересекает ручей и выводит на обширную поляну с Кутузовским озером. Зимой оно сковано льдом и запорошено снегом, так что с трудом можно различить его плоскую чашу. Зав весной разливается, превращаясь в довольно большой водоем, по берегам которого разбивают палатки туристы. В конце лета и осенью- это небольшой пруд на дне котловины.

    От озера можно подняться к Буковой поляне. К ней ведет тропа с указателем, что установлен сразу за водоемом.

    Один из самых удобных маршрутов к вершинам Чатырдага начинается чуть выше Кутузовского озера, у родника, к котором сбегаются веером все тропы. Наберите здесь воды: на верхнем плато ее нет. Спокойный подъем занимает не более двух часов. Тропы здесь исхоженные, плотно сбитые, они хорошо выделяются на зеленых полянах и под деревьями.

    Поднявшись на плато, сразу же почувствуете прохладу - сказывается высота. На скальном гребешке сложен каменный тур. Отсюда далеко на юге видно с.Изобильиое, правее - речка с зелеными садами на берегах. За вторым туром подъем кончается. Вы на верхнее плато Чатырдага. Каменные пирамиды здесь внушительны: турист обычно кладет в них "свой" камень.

    От туров лучше идти не по приметной тропе, что ведет па Эклизи-Бурун, а свернуть к Ангар-Буруну; до него не более полутора километров. На фоне плато он не выделяется так четко, как его собрат Эклизи; видимо, поэтому и не очень популярен у туристов, хотя с него открывается не менее живописный вид на долину Ангары. Ангарский перевал, гору Демерджи.

    Если же двигаться от Кутузовского озера к западу, вдоль южного склона Чатырдага, то, пройдя несколько километров по лесистой дороге, попадаете на поляну с источником Саурган. Отсюда тоже можно совершить подъем на верхнее плато. Этот маршрут подробно описан в следующем разделе.



© Издательство "Таврия" 1980г."Крым.Маршруты выходного дня" В.П.Душевский, Ю.И.Шутов


Авторские права на карты принадлежат 'ГУГК СССР 1985', на топографические карты: ТС ВС Украины 2000 (географическая основа), ВКФ ТС ВС Украины 2000 (тематическое содержание), А.П. Павленко (проект, справочная информация).,на содержание и оформление сайта:Алексей Бойко 2000г
Вернуться назад
TopList
Rambler's Top100

Hosted by uCoz