Природные условияПути сообщения
Обслуживание туристовКарта Крыма. Города
Топографичечкие картыМаршруты выходного дня
О Крыме
Крымские новости
Наш форум
Крымский каталог
Законы для туристов
Об авторах

Путешествуйте без аварий.

    Воскресный день. Телефонный звонок в Контрольно-спасательную службу (КСС): "Мой сын не вернулся из похода. Обещал быть дома засветло, уже девять, а его нет".

    - Куда он пошел? - спросил дежурный.

    - Не знаю. Кажется, он уехал в село Соколиное.

    - В Большой каньон? Когда и с кем он пошел?... Жаль, что не знаете. Полученные сведения еще не давали повода для принятия срочных мер. "Опоздали на последний автобус, теперь добираются на попутных до Бахчисарая, а оттуда поездом. Дома будут не раньше полуночи",- размышлял дежурный. Однако ему нелегко было успокоить взволнованных родителей, убедить их, что нет смысла на ночь глядя посылать спасательный отряд. Лучше дождаться утра.

    - Если до утра приедут домой, сообщите мне,- попросил дежурный, оставив родителям номер своего домашнего телефона.

    В книге регистрации в списках групп, направлявшихся в Большой каньон, указанная фамилия не значилась. Сделав отметку о вызове в журнале, дежурный позвонил в Бахчисарай на турбазу.

    Администратор сообщил, что аварийных сигналов от туристов, возвратившихся из Большого каньона, не поступало.

    Утром, так и не дождавшись звонка родителей, позвонил сам: "Да, приехали ночью. Были в Большом каньоне. Все в порядке. Извините, совсем забыли". Дежурный облегченно вздохнул.

    Но не всегда импровизированные походы заканчиваются благополучно.

    Однажды зимним вечером позвонили из Алушты: в шахте Аверкиева залило водой семерых человек. Для оказания помощи в КСС собрались туристы, альпинисты, спелеологи. Пожимали плечами: "Не было случаев, чтобы в шахту поступало так много воды". Шахта Аверкиева расположена на Долгоруковской яйле почти над Красными пещерами. Глубина ее 146 м, длина 405 м. Шахта интересна своим строением: вертикальные участки чередуются с короткими, узкими и извилистыми горизонтальными лазами.

    На четырех машинах спасательный отряд выехал к месту происшествия. При подъеме на яйлу со стороны Новоивановки из-за глубокой колеи пришлось оставить санитарный микроавтобус, а врачей пересадить в машину повышенной проходимости. Шел дождь, земля оттаяла только сверху, и машины сильно буксовали. На плато поднялись только два вездехода.

    Дождь сменился снежным бураном, белая круговерть сократила видимость до пяти метров. Среди многочисленных карстовых воронок наконец отыскали нужную - шахту Аверкиева - и подвели к ней машины. Воронка была забита снегом, ее борта обледенели. У входного отверстия шахты-следы поспешного штурма: разбросанные рюкзаки, палатки, спальные мешки.

    Четверо спасателей, надев гидрокостюмы, спустились в шахту. Остальные быстро установили палатку, из привезенных дров разожгли костер, собрали вещи нерадивых туристов. Неясность - томительна, но она продолжалась недолго. Вскоре из глубины донесся голос: "Все живы. Приготовьтесь принимать".

    Автобус, прибуксированный к шахте, усиленно заработал мотором, поднимая температуру в салоне: продрогших и промокших "исследователей" нужно было сразу же помещать в тепло. Их "подавали" одного за другим. Каждого укутывали одеялом, препровождали в автобус, поили горячим чаем, растирали, переодевали в сухое и укладывали в спальные мешки...

    Не прошло и трех часов, как семь человек, не веря своему спасению, уже находились в тепле и полной безопасности. Счастливому исходу этого рискованного предприятия его участники обязаны тридцати спортсменам, которые спасли их от неминуемой гибели.

    Приведенные примеры не выдуманы. Они взяты из дел КСС. К сожалению, сигналы бедствия с туристских, скальных, спелеологических маршрутов нашего полуострова все еще раздаются.

    Давайте разберем вышеприведенный случай и постараемся выяснить причины, которые чуть не привели к трагической развязке. "Спелеологи" в шахте Аверкиева действительно попали в сложную ситуацию. По их личному признанию, они ожидали самого худшего: "Мы уже простились друг с другом и вообще с жизнью".

    Кто же виновен в возникшей ситуации: стихийное явление или сами участники? Шахту затопило водой в результате непредвиденной оттепели. Но оттепели в Крыму не редкость. Инициаторы спуска прекрасно видели мощный снежник у входа в шахту. Снег начал таять буквально у них на глазах, еще до организации спуска. Если не ручей, то бесконечные струйки воды стекали по стенам шахты и можно было предположить, что происходит на глубине. К тому же спустившаяся на разведку первая "двойка" информировала остальных о сложной обстановке, но никто не захотел трезво оценить ее и отложить посещение. Так что непредвиденная оттепель сама по себе не могла создать аварийную ситуацию. Вина целиком и полностью лежит на самих горе-"спелеологах": перед выходом они не оформили маршрутный лист и не прошли инструктаж в Контрольно-спасательной службе, как это определено Правилами организаций туристского путешествия. Более того, группа сознательно нарушила "Правила", зная, что посещение шахты им запретят по двум причинам. Во-первых, потому, что спортивная подготовка участников и их опыт не соответствуют сложности спуска в эту шахту, во-вторых, потому, что зимний период определен как наиболее опасный для посещения вертикальных карстовых полостей. Все это, как свидетельствуют объяснения участников спуска, им было известно: "Маршрут мы не оформляли, зная, что его не утвердят. Обязанности руководителя на себя никто не брал. Инициативу спуска в шахту проявил каждый участник".

    Подобная халатность чаще приводит к несчастью не под землей, где туристов в какой-то мере оберегает чувство самосохранения, а после, на поверхности. Уставшие, промокшие, они попали бы в худшие условия - ветер со снегом, мороз. Организованного лагеря с горячей пищей нет, брошенные в беспорядке запасные теплые вещи намокли. Даже при благополучном возвращении из пещеры туристы погибли бы от переохлаждения. И допущенные этой группой ошибки не случайны. Они закономерны для всех неорганизованных туристов, скалолазов, спелеологов и альпинистов.

    Туристов можно разделить на организованных и неорганизованных. К первым относятся туристы плановых маршрутов и самодеятельные спортивные группы, оформляющие свои путешествия через турбазы, туристские клубы и ДСО. Такие группы, как правило, сопровождает инструктор.

    За спиной у организованных вырос другой турист - неорганизованный. Это стихийно возникающие на один поход группы из местных жителей и приезжих, которые отправляются в лес и горы без маршрутных документов и инструктора,-ходят где хотят, разбивают лагерь где понравится, пренебрегают правилами организации и проведения туристских путешествий. Такие "туристы" дискредитируют туризм и наносят непоправимый вред природе.

    Анализ несчастных случаев среди туристов в Крыму показывает, что 98% их общего числа происходит по вине пострадавших, от их неправильных действий.

    Прежде всего не соблюдается одно из основных правил организации и проведения туристских походов и путешествий: в группе должно быть не менее 4 человек - для несложных походов и 6-12-для сложных. Чаще всего в аварийные ситуации попадают путешествующие в одиночку. За два года на Карадаге произошло 7 несчастных случаев, 6 из них - с туристами-одиночками: трое погибли, трое получили тяжелые травмы. Причина кроется в самом одиночном хождении: легкая травма, небольшое недомогание, вызванное перепадом давления или физической нагрузкой, могут привести к гибели, так как некому оказать моральную поддержку, позвать на помощь. Хотя индивидуальные хождения по горам были осуждены у нас в стране еще в 30-е годы, туристы-одиночки продолжают существовать. В Крымские горы отправляются, не задумываясь о последствиях, отдыхающие санаториев, домов отдыха, местные жители.

    Не только среди новичков, но и среди опытных туристов бытует неправильное мнение, что Крымские горы менее опасны, чем другие. Так считала туристская группа из Харькова, имевшая за спиной опыт горных переходов 5-й категории сложности. Со слесарными молотками и двумя веревками сомнительной прочности участники похода решили покорить вершину горы Сокол: один погиб, трое поступили с тяжелыми травмами в больницу.

    Отправляясь в путешествие, ознакомьтесь с физико-географическими особенностями местности, которые, как известно, и определяют сложность любого маршрута. Заранее выделите на маршруте "трудные" участки, продумайте тактические и технические приемы их преодоления.

    Высота Крымских гор не оказывает на организм человека отрицательного влияния, ведущего к существенным отклонениям от нормальной жизнедеятельности. На самую высокую гору Крыма Роман-Кош (1545 м над уровнем моря) без ущерба для здоровья неоднократно поднимались люди в 70-летнем возрасте. А 28-летний турист, житель равнины, поднявшись на яйлу, погиб: резкий перепад высоты и увеличение физической нагрузки на нетренированный организм вызвали острую сердечную недостаточность. В конкретном случае значительная вина лежит на руководителе группы, который не обеспечил должного контроля за физическим состоянием участников.

    Причиной многих несчастных случаев нередко становится незнание климатических особенностей отдельных районов Крымского полуострова. Симферополец, студент одного из московских вузов, приехал домой на зимние каникулы. Решил прогуляться по Демерджи, как сказал дома. По дороге передумал и отправился на Чатырдаг. Поднятые по тревоге спасатели двое суток прочесывали склоны Демерджи, искали с вертолетов. А нашла его группа туристов на южном склоне Чатырдага, где он заблудился, долго ходил по глубокому рыхлому снегу и погиб в результате сильного переутомления и переохлаждения. Другой турист, преодолевший сложный маршрут в сложных зимних условиях приполярного Урала, весной в Крыму получил серьезную травму - обморожение.

    Как ни странно, в Крыму туристы больше подвержены обморожению и чаще замерзают, чем в суровых условиях севера. Они прекрасно осведомлены, что там морозы достигают 20-30 градусов, а в Крыму, по их мнению, круглый год тепло. Действительно, в иные зимние дни на Южном берегу можно загорать. С берега моря безопасными и доступными кажутся горы в белоснежной пене облаков. Трудно поверить, что там мороз и метель. И люди, не узнав метеосводки, не проконсультировавшись в клубах туристов и Контрольно-спасательной службе, идут в горы в легких курточках, забывая, что в походе можно задержаться, а сезон-то зимний, следовательно, и одежда должна быть рассчитана на зиму.

    В Крыму весьма энергично протекают современные физико-географические процессы: паводки, селевые потоки, оползни, обвалы, обрушения, камнепады. Они представляют опасность для туристов, так как происходят чаще всего внезапно. Однако большинство этих процессов имеют строгую локализацию. Руководства для туристов, краеведческая литература содержат богатую информацию о том, где, как и почему происходят эти процессы в Крыму, что надо предпринимать при их неожиданном проявлении.

    Соблюдение всех мер безопасности все же не исключает вероятности возникновения аварийной ситуации на маршруте. Это могут быть ошибки организационного характера: нарушение контрольного срока возвращения, самовольное изменение утвержденного маршрута, деление группы на группировки в ходе путешествия; тактического и технического порядка: потеря ориентировки в незнакомой местности, неумение организовать надежную страховку и т. д. Аварийную ситуацию на маршруте могут создать и такие на первый взгляд "мелочи", как ушибы, порезы, вывихи, простудные заболевания, если своевременно не принять меры для их устранения.

    Как должен действовать руководитель и участники похода, если кто-либо получил травму? Прежде всего, разместив группу и пострадавшего в безопасном месте, необходимо оказать первую доврачебную помощь и выяснить характер травмы. Иногда достаточно перевязки и турист может продолжать путешествие.

    Если травма серьезная, руководитель, успокоив группу, организует ее действия так, чтобы в кратчайший срок доставить пострадавшего в ближайший населенный пункт.

    Транспортировать пострадавшего на подручных средствах можно лишь при достаточном количестве участников, не утомленных предыдущим переходом, и если есть безопасный путь, исключающий возникновение новой аварийной ситуации при движении с пострадавшим. В противном случае надо вызвать спасательный отряд. Для этого в ближайший населенный пункт высылают двух связных, хорошо знающих местность и умеющих ориентироваться. Желательно снабдить их картой, схемой или кроками маршрута, объяснить, куда следует обращаться: в сельсовет, правление хозяйства или его отделения, лесничество, медпункт, отделение милиции, пост ГАИ, спасательную службу. Рекомендуется дополнительно к устному сообщению передать со связными записку, указав вид травмы, время и конкретное место происшествия. Связные возвращаются к месту аварии вместе со спасателями.

    Попавший в беду человек остро реагирует на отношение к нему товарищей по группе. Моральная поддержка помогает ему в критические моменты мобилизовать все жизненные ресурсы. Поэтому оставлять пострадавшего одного нельзя.

    ...Четверо пошли на Чатырдаг. Один из них замерз и передвигался с трудом. Ночью, оставив пострадавшего одного, все трое ушли за помощью. Вместе с ними, чувствуя их моральную поддержку, он еще боролся с недугом. Но уход спутников лишил его последних сил. К утру спасать его было поздно.

    Случается, что пострадавшего нельзя своими силами достать из глубокой шахты или снять со скальной полки. До прихода помощи с ним должна поддерживаться постоянная звуковая связь.

    Не рекомендуется транспортировать пострадавшего или посылать связных за помощью в темное время суток, надо дождаться рассвета. Но в любое время можно подавать сигналы бедствия - светом фонаря, цветным предметом, факелом, ракетами и криками. Сигнал подается шесть раз в минуту с минутным интервалом до тех пор, пока он не будет принят. О том, что сигнал бедствия принят, отвечают три раза в минуту с минутным интервалом, желательно тем же способом, каким передается сигнал бедствия.

    И все-таки путешествуйте. Но путешествуйте без аварий. Помните, что "действительной опасностью в путешествии является сам человек, и травматизм на туристских маршрутах отражает не волю случая или действие каких-то неподвластных человеку сил, а является следствием его собственных промахов и заблуждений" (Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.,ФИС, 1972, с. 103)

    Путешествуйте без аварий. Не участвуйте в заведомо рискованных и авантюрных походах и экскурсиях, не идите в горы в одиночку, не отправляйтесь на маршрут без консультации в клубах туристов и инструктажа в Контрольно-спасательной службе. Выбирайте маршрут в соответствии с вашим опытом и спортивной подготовкой.

    Своевременно обращайтесь за помощью, если она понадобится.

    Контрольно-спасательная служба Крымского областного совета по туризму и экскурсиям работает круглосуточно, без выходных дней.


Туристские организации Крыма.(170kb)
www-страница КСС Крыма
Правила регистрации туристической группы

© Издательство "Таврия" 1980г."Крым.Маршруты выходного дня" В.П.Душевский, О.И.Гриппа.


Авторские права на карты принадлежат 'ГУГК СССР 1985', на топографические карты: ТС ВС Украины 2000 (географическая основа), ВКФ ТС ВС Украины 2000 (тематическое содержание), А.П. Павленко (проект, справочная информация).,на содержание и оформление сайта:Алексей Бойко 2000г
Вернуться назад
TopList
Rambler's Top100

Hosted by uCoz